Турист спешит на шабаш

Из шабаша, потопа и оврага тоже можно сделать туристический продукт

Привлекать туристов можно разными способами. Кто замками красивыми, кто горами высокими или легендами старинными. В Польше решили пустить в ход все туристические козыри. А там где их маловато – придумывают новые.

Привет вашим польским чаровницам от наших киевских ведьм

Свентокшиское воеводство (приблизительно можно перевести как Свято-Крестное) – не слишком известное украинскому туристу. Это вам не Краков и не Варшава, однако, и в польской глубинке можно увидеть немало интересного, таинственного, а местами и поучительного.

Вообще-то лично я ехала в город Кельце – столицу Свентокшиского воеводства – на шабаш. Так сказать, к польским чаровницам по обмену опытом.

Ничего мистического, все на официальном уровне – в Кельце организовали вполне культурное мероприятие «Шабат чаровниц» – в смысле съезд колдуний. Мероприятие курировали власти воеводства и Польская туристическая организация. Готовились целый год, размещая рекламный ролики по всей Польше, организовывали концерт польских исполнителей.

Вообще-то, этот город уже в двадцатый раз проводит свои дни культуры. А вот ведьминский аспект начали недавно пропагандировать – вспомнили о старой легенде про двух колдуний, живущих в Свентокшиский горах. Одна была хорошая – Агнеткой звали, другая – плохая, баба Яга. В финале плохую убрали на небо, а хорошая осталась на земле людям помогать.

Кстати, в нашем понятии колдуньи – фигуры негативные. Даже сложно  подобрать слово, означающее магическую барышню с добрыми намерениями. А вот польское «чаровница» – это и от слова «очаровывать» и от слова «чары», то есть колдовство.

И теперь символ Кельце – активная бабка Яга, эдакая шустрая старушка с метлой – присутствует на всей рекламной продукции. Кстати, представители Польской туристической организации рассказывали о перевозном атракционе, который на турвыставках показывают. В специальном боксе стоит метла, на которую нужно сесть и отправиться в виртуальный полет над главными достопримечательностями Кельце и всего воеводства.

Купите ведьму за 15 злотых!

Сам же фестиваль «Шабат чаровниц» проходил 4 сентября на самом высоком уровне. Подготовили концерт самых известных исполнителей, который транслировали на всю Польшу. А народные умельцы выставили на главной улице им. Сенкевича свои работы. Удивительно, но размещение для них было бесплатным. Городские власти предоставили места для торговли с одним условием – надо было какой-то сказочный антураж обеспечить. Поэтому умельцы облачились в забавные наряды – изображали добрый фей, рыцарей, магов и простых мещан 14-16 веков.

А сама торговая улица напоминала Андреевский спуск в Дни Киева. Такая себе сувенирная улица вперемешку с едой и ряжеными. Больше всего было деревянных изделий – для хозяйства всяческие лопатки и кузовки, картины, посуда. Да и сувенирные ведьмочки в разных видах на метлах повсюду присутствовали, из дерева, соломы, глины, стекла. Например, разрисованная деревянная старушка стоила 15 злотых.

Камней и украшений для женской души тоже было предостаточно. Кстати, полудрагоценные камни здесь можно купить гораздо дешевле, чем у нас – шикарная жеода аметистов обошлась в 10 злотых, то есть 25 грн.

Специальные аниматоры – ряженные в разную нечисть – тоже атмосферу соответствующую придавали. Правда, магического в продаже было все же маловато – разве что в одном месте гадали, куда сразу выстроилась очередь.

Здесь церковь к ведьмам относится лояльно

Прогулявшись вдоль и поперек улицы Сенкевича, отправились на концерт в амфиреатре, что на местной Лысой горе расположен. Кстати, скромный такой концерт, хотя и со звездами местными, и с юмором и огромным количеством зрителей.

Удивительно было за ними наблюдать – в большинстве своем это были зрелые люди, ряженые в какие-то волшебные колпаки и балахоны. Они живо реагировала на шутки, вставали, когда к этому призывали и подпевали молодым исполнителям.

На сцене ведущие то чары варили, то на картах гадали. А вообще было много смешного – выступление певцов перебивались юмористическими номерами. Кстати, на этом „шабаше” отметилась и киевская ведьма, вернее, актриса, которая ее изображала – на встречу с „коллегам” приехала такая дебелая тетя с косой вокруг головы на велосипеде. Жаловалась на сложности с заработком на родине и в получении виз.

Конерт продлился всего два часа – и никто полночи не танцевал. Словом, вялый какой-то шабаш, ненашенский….

Хотя антураж концерта был достаточно хелоуинский – черепа и красные отблески, обведенные черным глаза, начесы, черные ногти… Я себе представила, если бы это у нас такое происходило… У нас вокруг ходили бы бабки с хоругвями и скандировали что-то про антихриста.

– А как католическая церковь относится к подобным фестивалям? – интересуюсь у поляков.

– Да все понимают, что это развлечение! – заверяют меня. – К тому же  католическая церковь довольно лояльна к таким вопросам

Вот что значит толерантная Европа!

Потоп и овраги – тоже туристический продукт

Впрочем, привлекать туристов можно и другими методами. Например, рассказами о наводнении и о героической борьбе со стихией. Небольшой город Сандомеж весной пережил страшную катастрофу наводнение – Висла разлилась так, что вся нижняя часть города ушла под воду, с домами и предприятиями. Сегодня об этом напоминает небольшая экспозиция фотографий на центральной площади. Там, в окружении мешков с песком стоят стенды с поражающими воображение фотографиями: затопленное кладбище, где только верхушки крестов и надгробий над водой высятся, торчащие над поверхностью уличные фонари…

Но здесь есть и менее трагичные достопримечательности – замки, костелы, старинные дома и подземные ходы. Интересно, что туристическим продуктом считаются даже урочища – природные яры между горами. Они тут все пересчитаны, обмеряны, им даны имена и там тоже водят туристов, показывая причудливо переплетенные корни деревьев.

А когда старинных домов и легенд кажется маловато, в ход идут легенды современные, которые тоже привлекают своих поклонников. Нам поведали, что руководство Сандомежа даже заплатило денег компании, снимающей популярный сериал про священника-детектива отца Матеуша за то, чтобы действие сериала перенесли в Сандомеж. И сегодня уже организовывают экскурсии и квесты по местам съемок. Например, в кафе «Svit pirogov» («Мир вареников») развесили фото актера и используют эту тему во всех рекламных материалах. Впрочем, о предприимчивости поляков в туристическом бизнесе «Газета…» расскажет в следующем выпуске «Путешествий».

Что почем

Вход в музеи – от 10 до 20 злотых

Поесть – от 8 злотых за перекус на площади до 24 за основное блюдо в ресторане

Чай-кофе – 5-8 злотых

Переночевать в отеле уровня 3-х звезд – от 90 злотых с человека

1 злотый – примерно 2,5 грн. Деньги можно обменять в больших торговых центрах или на туристических улицах под вывеской Kantor

Ольга СОЛОМКА, Газета по-киевски, 2010 год.